Галина Кольцова

Художественный руководитель ансамбля.

Галина Кольцова — создатель и художественный руководитель первого в России профессионального хорового коллектива, чье творчество целиком посвящено духовной тематике Московского хорового ансамбля духовной музыки «Благовест».

Заслуженная артистка России, Академик международной академии творчества, является одним из наиболее выдающихся и плодотворно работающих современных исполнителей России, деятельность которой представляет собой неоценимый вклад в дело развития отечественной музыкальной культуры.

 

Галина Кольцова — создатель более 100 оригинальных концертных программ, как русской, так и западно-европейской духовной музыки, регулярно включаемых в престижные отечественные и международные фестивали, звучащих по радио и телеэфиру и пользующихся заслуженным признанием публики и критики.

Основываясь на результатах собственных исследований в области национального духовно-музыкального наследия, Галина Кольцова своей деятельностью оказала большое влияние на возрождение и значительное расширение на современном этапе практически всех жанров русского хорового искусства, утверждение целого ряда направлений отечественной духовной музыки, во многом способствовавших обогащению исполнительского репертуара.

 

Галиной Кольцовой создан яркий исполнительский стиль, отличающийся глубокой самобытностью, сочетающий эстетическую утонченность с глубиной постижения художественного содержания, проникновенный лиризм с масштабностью смыслового охвата. В творчестве возглавляемого ею коллектива были возрождены и получили свое дальнейшее развитие высокие духовные традиции московской синодальной школы хорового пения.
Многие шедевры классиков отечественной хоровой музыки (А.Кастальский, А. Гречанинов, П.Чесноков и др.) обрели свое второе рождение. Большое значение имеет духовно-просветительская и благотворительная деятельность, содействующая в большой степени культурно-нравственному оздоровлению общества, установлению в нем идеалов добра и милосердия.
 
Галиной Кольцовой были созданы не имеющие аналогов в отечественной музыкальной практике монументальные циклы духовно-музыкальных программ, оказавшие огромное влияние на развитие отечест-венной культуры и имеющие непреходящее значение.

Работая совместно с Государственным оркестром радио и телевидения, Московским симфоническим оркестром, камерным оркестром «Musica Viva», Галина Кольцова с успехом продирижировала вокально-симфоническими произведениями такими, как кантата «Иоанн Дамаскин» Вас. Калиникова, «Демественная Литургия» Гречанинова, «Stabat mater», «Messa G-dur», и «Magnificat» Шуберта, циклы хоровой духовной и симфонической музыки А.Вискова.


В 1996 г. Галине Кольцовой было присвоено звание заслуженной артистки России.

Галина Кольцова:
«Я — заложница
своей идеи…»

К 25-летию ансамбля "Благовест"

 С тех пор, как был снят запрет на исполнение духовной музыки, прошла примерно четверть века. Подросшее с того момента поколение уже не верит в то, что, еще в начале 80-х годов прошлого столетия купить Библию  было невозможно, так же, как невозможно было услышать шедевры духовной музыки Рахманинова или Гречанинова в концертном зале. Впрочем, если уж быть абсолютно точным, иногда духовная музыка на сцене исполнялась, но …без слов, как вокализ и с другим, безопасным названием. Например,  вместо песнопения «Тебе поем» из Литургии Рахманинова  в программе значилась «Тихая мелодия» или что-то в этом роде.

     Свежий ветер перемен вызвал к жизни невиданный ажиотаж вокруг духовной музыки и несметное число ансамблей и хоров, одержимых идеей нести эту музыку в массы. Время, как строгий режиссер, оставило на сцене только самых достойных, для кого исполнение духовной музыки  равноценно служению — смиренному и бескомпромиссному. В числе первых коллективов, возникших в то переполненное событиями время, был ансамбль духовной музыки «Благовест», которым с самого начала и по сей день руководит  талантливый дирижер Галина Кольцова.

 

Галина Кольцова. Наш коллектив сложился в церкви, где тоже процветали свои запреты. Нам вменялось в обязанность петь простые, привычные, «завизированные» церковным начальством песнопения, а музыка выдающихся композиторов — воистину духовная, но не привычная для уха прихожан, не допускалась. Мне как регенту не раз запрещали мои творческие «эксперименты». Наконец, судьба привела меня в подмосковную Николо-Архангельскую церковь, где и настоятель храма отец Евгений, и староста Дмитрий Дмитриевич — оба просто обожали церковный хор, позволяя петь все, что нам было интересно. И это было золотое время в нашей биографии.

 

     Получив столь благоприятные условия для творческого самоопределения, возможно, ансамбль Галины Кольцовой так и оставался бы церковным  коллективом, если бы не произошло одно важное событие  …в мире науки.

 

Галина Кольцова. В 1987 году Академия наук проводила международную научную конференцию, в организации которой принимал участие мой муж — физик. И он предложил мне устроить концерт духовной музыки  для участников конференции — прямо в церкви. Мне очень понравилась эта идея, но кто же разрешит такое? Однако, и настоятель нашего храма, и староста горячо поддержали мою просьбу. По их распоряжению на подворье начали сколачивать скамьи: иностранцы  ведь не привыкли стоять в церкви. Но, тут раздался звонок из местного отделения КГБ: «Никаких концертов и никаких иностранцев!» Процесс сколачивания скамеек пришлось приостановить. Но, физиков остановить уже было невозможно. Они обратились «куда следует» и получили разрешение.  В назначенный день к нашему храму подогнали «икарусы», в которых сидели светила мировой науки, включая  гениального физика и космолога Стивена Хоукинга, о котором лишь недавно у нас начали писать и показывать телепередачи. А тогда  я впервые увидела этого удивительного человека — его умные глаза и неподвижное тело в коляске. Вот так «экстравагантно» мы начинали свою концертную деятельность: спели свой первый концерт для физиков в церкви села Никольское.

За благом вслед идут печали, печаль же — радости залог.

 Первые концерты коллектива состоялись в Зарядье, где в те годы  все церкви  существовали как музеи. Репетировали в помещении колокольни святого Георгия, а концерты давали в этих музеях или безвозмездно или за небольшой гонорар.

 

 Галина Кольцова. И я стала думать — как жить дальше? Это  было время кооперативов, и я тоже решила создать кооператив. Пошла в Исполком, где нас, как будущих кооператоров, встретили с распростертыми объятиями. Ведь все кооператоры  торговали — кто пирожками, кто — овощами, а мы предложили духовную музыку!

 

       К 1988 году, когда весь христианский мир торжественно отмечал 1000-летие крещения Руси, ансамбль «Благовест» уже имел репутацию не только превосходного исполнителя русской духовной музыки, но также — активного просветителя. Что ни концерт, то масса неизвестных сочинений хорошо известных авторов — Чайковского, Рахманинова, Кастальского, Гречанинова или целый список забытых имен. «Благовест» представлял  ретроспективные циклы, которые  посвящалась разным школам и разным стилям,  скажем, «Московская синодальная школа» или «Петербургская школа разных эпох».  Впервые зазвучала духовная музыка Виктора Калиникова (родного брата Василия Калиникова), Николая Андреевича Римского-Корсакова, Александра Кастальского и многих композиторов русского зарубежья.

 

      Без  участия ансамбля «Благовест» не проходил ни один фестиваль православной музыки, организованный неутомимым Георгием Поляченко. Причем, в отличие от многочисленных фестивальных коллективов, предлагавших «сборную солянку» из разрозненных духовных песнопений, «Благовест»  акцентировал свое внимание на масштабных хоровых фресках, таких как «Вселенская месса», «Демественная» литургия Александра Гречанинова, « Русский Реквием» Александра Чеснокова,  оратория «Хождение Богородицы по мукам» Н.Н. Черепнина и т.д.

Галина Кольцова. Но, после того, как в 1991 году случилась «революция», мы сели на мель. Все обнищали, филармонии перестали нас принимать, концерты прекратились. Последнее наше выступление состоялось в мае 1992 года, когда мы исполнили  в Большом зале консерватории «Хождение Богородицы по мукам», и я отпустила моих хористов на все четыре стороны. В течение всего лета я рыдала, а мои певцы, чтобы не травмировать меня, боялись мне звонить. Это было  ужасное время, о котором даже сейчас, спустя  более 25 лет, я не могу спокойно вспоминать. Но, мы все-таки вышли из кризиса, благодаря моему мудрому мужу, которого я считаю «крестным отцом» нашего ансамбля. Он посоветовал обратиться в Комитет по культуре г. Москвы, где председателем в то время был Игорь Борисович Бугаев, как оказалось истиный меломан и большой наш поклонник.  Он не мог поверить, что «Благовест» оказался в таком  плачевном положении. На следующий же день нас оформили как  коллектив Комитета по культуре, который поддерживал в основном московские театры. А мы стали единственным ансамблем духовной музыки в этом списке. С этого момента у нас появилась возможность обновлять костюмы, покупать ноты, осуществлять концертные поездки. Начался светлый период в нашей жизни, и мы вновь стали много выступать. Во время наших гастролей в  небольших городах я не раз наблюдала, как бабушки вставали и молились, особенно, когда звучала «Херувимская». Они  в этот момент просто не могли сидеть. А потом подходили и говорили: «Вы нам привезли церковь, ведь у нас в селе или районе нет ни одной церкви, нам негде молиться».

Открытое окно  в Европу 

К началу нового столетия  на концертах ансамбля русской духовной музыки «Благовест» зазвучали европейские шедевры:  Бах и Гендель, Моцарт и Гайдн, Глюк и Скарлатти, Палестрина, Монтеверди, Перголезе.  Казалось бы, перестроиться с русской музыки на западную не так легко: иное звукоизвлечение, иная эстетика, иные традиции.

 Галина Кольцова. Не надо искусственно возводить барьер между русской и западной музыкой. Надо просто понимать и чувствовать разные стили. Та же музыка  барокко — не однородное явление. Немцы, итальянцы, французы – у всех свои традиции исполнения. Существует, разумеется, и русское барокко, высшим образцом которого является музыка дьяка Вас.Титова – русского Баха. И тут надо знать — как обучить хор, чтобы он правильно пел, чтобы не получилась русская народная песня вместо сочинения Баха или Генделя. Мне очень помогает то, что по первому образованию я — скрипачка, всегда добивалась от моих певцов инструментального звучания — воздушного,  легкого, штрихового, прозрачного. Все это входит в эстетику и западно-европейского, и русского исполнения. Для достижения этой цели существует огромное количество вокальных приемов, сходных с инструментальными. Конечно, это мастерство дается не легко. Иногда нескольких часов не хватает, чтобы одна фраза прозвучала в стиле. Представьте, сколько нужно времени и усилий, чтобы каждое произведение отточить во всех деталях. Это огромная скрупулезная работа. Но я люблю репетировать потому что начинаешь искать, пробовать, и в тот момент, когда что-то получается,  испытываешь полнейший восторг, просто наслаждение:  сорвала сочный плод и вкусила.  Но в отличие от меня хористы репетировать не любят — только я войду во вкус, а они уже устали. Когда я говорю им, что завтра не надо репетировать, они радуются. Но я все равно люблю их, как своих детей.

  

Весь мир — театр, а кто же в нем хористы?

    Хоровой  коллектив — это магия звука, динамика  музыкальных образов и абсолютная статика на концертной эстраде. Но ведь артисту порой так не хватает движения. И вот в какой-то момент привычные сценические рамки ансамбля были раздвинуты, и в творческую жизнь «Благовеста» ворвался театр.

Галина Кольцова. Я обожаю работать в наших театральных постановках. Мне нравится игра, меня завораживает театральное действо. Я с какой-то детской верой ощущаю, что все происходящее на сцене абсолютно реально.  Нашим первым опытом была средневековая мистерия «Пещное действо», которая  в последний раз была сыграна в 1911 году в Успенском соборе Московского кремля.  Спустя 80 лет мы возродили ее и представили вместе с артистами Гоголевского театра.

   Незабываемым событием в  нашей жизни  было участие в  опере Глюка «Орфей», поставленной  режиссером Борисом Мильграмом  в Эрмитажном театре  Петербурга. Этот спектакль объединил оркестр Саулюса Сондецкиса, известных солистов: Эрика Курмангалиева, Яну Иванилову, Олега Рябца. А мои хористы, которые   не только пели, но и танцевали, водили хороводы вокруг  Эвридики, участвовали в мизансценах, почувствовали себя  не только певцами, но и актерами.  Мне очень хочется повторять эту постановку, чтобы это произведение оставалось у нас в репертуаре как спектакль.

    В театральной биографии «Благовеста» есть еще одна страница — «экзотическая», а именно,  опера Владислава Агафонникова «Ли –Сун-Син», посвященная легендарному корейскому военачальнику 16 века. Как удалось русскому ансамблю воплотить непостижимый дух востока, не говоря уже о языке оригинала?                                                

Галина Кольцова. Эту оперу корейцы  заказывали разным  композиторам — в Италии, в Германии, но ни у кого из них  не получилась «корейская»  музыка. А когда заказчики обратились к Владиславу Агафонникову, результат их вполне устроил. Русскому композитору удалось создать корейскую оперу. Мы исполнили ее в Сеуле вместе с солистами Большого театра. Правда, наш хор был «укреплен» корейскими певцами, так как петь по-корейски — задача не простая. В результате мы отвечали за звук, а они — за произношение. И получился отличный творческий альянс. Во всяком случае, корейская публика была довольна. Мы показали эту оперу еще в «Балтийском доме» в Петербурге, но представить ее в Европе, как это планировали корейцы, пока не удалось.

У истоков православного искусства

       Как известно,  для русского ансамбля духовной музыки одним из самых притягательных мест в Европе является Греция — колыбель православной культуры, где «Благовесту» удалось побывать неоднократно. Впервые это случилось в 1995 году, когда ансамбль был приглашен на остров Патмос, где он представлял Россию на Вселенском праздновании 1900-летия «Книги откровения» (Апокалипсиса) Иоанна Богослова.

Галина Кольцова. Мы выступали на площади у древней пещеры, над которой теперь находится церковь в присутствии православных патриархов и митрополитов. Это был не просто концерт, а настоящее театрализованное действо: известная греческая актриса Ирэна Папос читала Апокалипсис на греческом языке, а мы выходили на сцену и исполняли православные песнопения. В этой акции участвовали также хоры греческие, болгарские,  грузинские. Впечатление незабываемое! Это событие освещало телевидение европейских стран.

 

Второй раз — в 1997 году мы были в Салониках на форуме «Культурные столицы Европы», а в третий раз — в 2004 году  принимали участие  в культурной программе Олимпийских игр в Греции. Мы тогда были в числе 38 стран участников — целый хоровой парад, который устроили на стадионе в древней Олимпии.

 

    Если говорить о наших европейских путешествиях, то очень значимой для нас была поездка в Зальцбург, где мы выступали по приглашению архиепископа Зальцбургского. Причем, впервые  русский хор участвовал в богослужении в Зальцбургском соборе. Это был праздничный день святого Руперта — главного покровителя Зальцбурга. Служба в соборе сопровождалась мессой С – dur

 

В.А. Моцарта, а во время причастия «Благовест» исполнил духовные концерты П.Чеснокова и Вик. Калинникова. В конце мессы около алтаря мы исполнили сочинения С.Рахманинова. Такое в русской православной церкви невозможно до сих пор. Поэтому, все новое и интересное мы исполняем только в концертных  залах.

    Говорят, что несмотря все превратности российской жизни, наша страна переживает новый виток духовного возрождения. Во всяком случае,  за последнюю четверть века интерес композиторов к духовной музыке не ослабевает, что для ансамбля «Благовест» является  «информацией к размышлению».

Галина Кольцова. Из этого обилия новых партитур я выбираю сочинения только тех авторов, которые понимают суть и смысл духовного искусства, а не просто  хватаются за канонические тексты, считая  их гарантом успеха. Для нас много пишет композитор Антон Висков, с которым у нас давно сложился прочный творческий союз. В нашем репертуаре уже несколько его крупных хоровых циклов.  Это — «Праздник Рождества», который исполняется и как хоровой концерт и как театральный спектакль. Каждый год в дни пасхальных праздников  мы поем его цикл «Пасха красная».Одно из моих любимых сочинений Антона Вискова «Великопостный цикл» на тексты из Голубиной Книги. «Благовест» был также первым исполнителем уникального опуса Антона Вискова — оратории  «Христиане», посвященной песнопениям первых христиан. Это сочинение основано на материале, собранном Александром Кастальским, который в свое время сделал реставрации песнопений  древних христиан, используя в основном западные исследования по истории старой христианской музыки разных стран.  Эту работу Кастальский, конечно, осуществлял не для концертного исполнения. А Антон Висков, основываясь на этом материале, создал  масштабные музыкальные картины, где  воссозданы эпизоды богослужений в катакомбах, когда первые христиане собирались тайно, или праздничные шествия христиан. В этом сочинении звучат  интересные восточные  напевы, например, «Богородице, Дево,  радуйся» на абиссинском языке, где стилизуются характерные  лады, ритмы, темпы, которые не укладываются в наши традиционные представления о том, какими должны быть православные песнопения.  Но — это взгляд в историю, попытка представить как это могло звучать, как это могло выглядеть в те далекие времена.

    В этом сезоне нам также посчастливилось познакомиться с музыкой композитора Анреса Уйбо. В Кафедральном соборе впервые в России прозвучала его грандиозная симфония с хором «Апокалипсис».    

Госприемка - двигатель регресса

Модернизация разных областей нашей жизни, как новое веяние времени, коснулась творческого коллектива самым неожиданным образом. Бюрократия в управлении культурой сегодня похожа на удавку…

Галина Кольцова. С тех пор, как нам вменили Госзадание наша жизнь стала похожа на сказку… о Золушке. В Госзадание в частности входит проведение не менее 50 концертов в сезон. Это примерно 5 концертов в месяц. Нагрузка непомерная, потому что один концерт из пяти я могу подготовить самым тщательным образом, а остальные пойдут на автопилоте. На мой взгляд, культуру довели до какого-то конвейра. Если оркестр легко может выучить две программы в месяц, то хор — это совсем другой художественный организм. Это — живой биоинструмент, который не только надо настроить на каждое отдельное сочинение, но на нем надо целый месяц «играть», чтобы подготовить программу. А лучше — два месяца. Более того, старые программы тоже необходимо всякий раз «реанимировать».Хор через некоторое время всегда «размагничивается», если программа не «обкатана» много раз, как это было прежде: выучили и — на гастроли по городам. Сейчас о гастролях говорить не приходится, т.к. филармонии чаще не готовы платить за дорогу и проживание. Но в Москве мы должны всякий раз показывать все новые и новые программы, т.к. одна и та же программа не может идти одновременно в разных залах – это противоречит нашим с ними договоренностям. Так что сейчас я работаю не благодаря, а вопреки не самым лучшим обстоятельствам. Спасает только мой оптимизм. Я столько пережила за годы существования ансамбля — и «революции», и дефолты, и замораживания счетов. И переживу все, что заготовила судьба, потому что я — заложница своей идеи».

С Галиной Кольцовой беседовала Ирина Зимина.